Царская свадьбаСВАДЬБА -всегда особо волнующее событие в жизни любого человека.

У разных народов сложились многообразные свадебные традиции, но суть у них одна-торжественное создание новой семьи и ритуальные пожелания молодым долгой и счастливой совместной жизни.

Как на Руси проводились царские свадьбы ?...

На Руси традиции свадебных ритуалов сложились в средние века.

Пожалуй,одной из самых неизменных была церемония царской свадьбы, так как она проводилась по специальному «свадебному чину», утвердившемуся еще в великокняжеские времена.

 

В российских архивах сохранялось немало документов, позволяющих досконально проследить весь ритуал царских свадеб , проводившихся в течение нескольких веков. Свадебный чин женитьбы царевичей был очень близким к царству. Кстати, по подобным ритуалам проводились и свадьбы в семьях бояр, окольничих и богатого купечества.

 

Перед каждым свадебным торжеством составлялся «свадебный чин» -подробный сценарий церемонии с описанием действий всех участвовавших в ритуале лиц, а их было немало. Свадебный чин составлялся в Посольском приказе после досконального согласования с монархом.

Назначение на свадебные должности считались очень почетным, к тому же всем задействованным в свадебной церемонии полагались подарки от царя.

 

По традиции царские свадьбы проходили в Грановитой палате Московского Кремля (первоначально она называлась Большой золотой), кроме того, использованились Царицына и Жилецкая палата.

 

К свадьбе начинали готовиться сразу же после выбора царем невесты, которая получила особый статус и с ближайшими родственниками поселялась в Кремле.

В день венчания царя готовили к торжеству в его покоях, а невесту в Царицыной палате.

 

 

Первой в специально украшенную Грановитую палату входила процессия невесты.. Впереди шел священник, кропивший «невестин путь» святой водой, затем свечники, каравайщики, дружки, родственники невесты, получившие соответствующие чины, а уже за ними в окружении свах и сидячих боярынь (им предстояло »сидеть» на свадьбе) шла поддерживаемая под руки невеста.

 

Поддержка невесты была не только данью традиций, но и необходимостью. так как ее наряд мог весить до 20КГ.

 

Царь входил в Грановитую палату после невесты, его сопровождал тысяцкий (свадебный распорядитель) и ближайшие бояре. В Грановитой палате происходил своеобразный ритуал подготовки к венчанию.

 

На богато украшенном возвышении (рундуке) был установлен царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя — венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая — свадебная, на ней молодым в опочивальню унесут угощение, а последняя скатерть останется на столе до конца торжеств).

 

Молодых усаживают за стол и под молитву священника проводили ритуал расчесывания волос, символизирующий прощание со старой жизнью. Обычно расчесывание волос сначала жениху, а затем невесте выполняла жена тысяцкого. Делалось это богато украшенным гребнем, который обмакивали в специально подготовленное вино.

 

После этого на невесту надевали фату, символизирующую невинность и скромность. Молодых обсыпали хмелем , символом плодородия, и обмахивали связками соболей, символом богатства.

 

В это время гостей угощали хлебом и сыром. Особо почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола.

От имени невесты жениху вручались символические подарки (если невеста была из небогатой семьи, подарки готовились за счет казны). А от имени молодых подарки вручались родным, родственникам, особо почетным гостям.

 

Следующим этапом ритуала было прощение невесты с родителями, которые передавали ее жениху. После этого молодые отправлялись в собой на венчание.

До второй половины XVII века венчание проводились в Благовещенском соборе, а затем в Успенском.

Летом под перезвон колоколов молодые шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной коврами и драгоценными тканями.

 

Зимой же жених в сопровождении свиты первым выезжал верхом или в санях и ждал невесту у собора, куда ее привозили в разукрашенных санях.

Иногда для большей торжественности подобный способ передвижения на венчание использовался и летом.

 

Сам обряд венчания практически не отличался от того, что проводится в православных церквях в наши дни.

После венчания все возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали в соответствии с заранее составленной росписью .

 

По традиции молодожены на свадебном пиру ни ели и ни пили. но блюда и вино с их стола могли посылаться особо почетным гостям.

На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно после третьей смены блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих отправлялись в опочивальню ,куда им приносили на скатерти блюда с царского стола, включающие традиционную жареную курицу.

 

Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу навыворот, осыпала молодых хмелем. В опочивальне возвышалась громадная постель, увенчанная балдахином, сооружение которой проводилось по особым правилам.

 

Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые и меховые одеяла, специальное покрывало. Постель получалась высокой, поэтому перед ней становилась скамеечка. В ноги на постель дополнительно могли уложить царскую шубу.

 

После ухода царя и царицы свадебный пир продолжался под руководством тысяцкого, но на нем оставались только мужчины. Вслед за молодыми с общего пира уходили женщины, для них накрывали столы в палатах царицы.

 

Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким и дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями.

Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько дней.

 

Давались отдельно пиры от имени царя и царицы, продолжался прием поздравлений . Всем ,кто участвовал в свадебных торжествах, раздавались подарки, многие получали очередные чины, поместья, денежные выплаты. В Москве выставлялись угощения для простого люда ,раздавались царские милостыни, могла проводиться частичная амнистия узников.

 

Правителям иностранных государств направлялись специальные послания. Во все концы страны отправляли гонцов с известием о царской женитьбы и царице, за здравие которой теперь следует молиться.

 

Последний раз подобный свадебный ритуал проводился, когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии Лопухиной в январе 1689 года.

В годы правления Петра многие исконно русские традиции стали уступать места ритуалам, пришедшие из-за границы.

 

Не избежали этого и царские свадьбы, в которых неизменным оставалось только венчание. Любопытно , что чем дальше от престола, тем меньше изменений вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде свадебные ритуалы без особых изменений просуществовали до начала XX века .

 

Традиции живут, и в современных свадебных ритуалах сохранились многие отголоски той далекой эпохи.


(Частная школа искусства, красоты и имиджа М.АРТ)